вторник, 24 июня 2008 г.

е. недостоверность познания о внешнем мире. Если бы не было и самосознания, то не было бы достоверн

е. недостоверность познания о внешнем мире. Если бы не было и самосознания, то не было бы достоверности факта познания, и весь мир был бы слеп (SDS. 12 jagadandhyam prasajyeta), нельзя было бы говорить о познании и бытии вообще. Сознание не требует доказательств, потому что оно есть сознание. Если бы существование его нужно было выводить из чего-либо другого, то, подобно, например, горшку и другим тому подобным объектам, оно не было бы сознанием. Нет необходимости так же выводить сознание из другого сознательного принципа, так как оно само себя освещает.521 Но так как и объективированные представления составляют не что иное как само сознание, так как нет внешних объектов, им соответствующих, то, продолжая сравнение со светильником, сознание является светильником, светящим в пустом пространстве и освещающим только самого себя. Познание едино в себе, потому что, кроме самого себя, оно не имеет других объектов знания, оно именно само себя освещает как светильник. /Дхармакирти сказал:522 Нет различия между воспринимаемым и воспринимающим в познании, и, так как различия между субъектом и объектом знания нет, то оно само себя освещает. Если оно и кажется разделенным на субъект и объект, то это следствие заблуждения, основанного на ограниченности нашего познания, подобно тому как иногда нам кажется, что мы видим две луны вместо одной (при известном давлении на глазное яблоко) (SDS. 13). Найяики (ср. NVTT. 466. 19 и след.) и вайшешики (ср. РВ. 89 и NK. 90. 22 и след.) возражали против буддийского взгляда на самовосприятие чувствований и представлений, оставаясь в общем на точке зрения основателей этих систем.525 Довольно странную прибавку получила она в следующем: внутренний орган, интеллект, был признан имеющим размер атома, т. е. абсолютно малым, тогда как мимансаки, наоборот, считали его всеобъемлющим, абсолютно большим, а джайны полагали, что размер его точно совпадает с размером тела. После этого автор NBTT. 32. 9, по-видимому, обращается против ве-дантистов в словах: katham apahnuyate bhavata. производство аппаратуры

Комментариев нет: