вторник, 24 июня 2008 г.
В полном согласии с этими взглядами находится и вышеизложенное учение о мышлении
В полном согласии с этими взглядами находится и вышеизложенное учение о мышлении. Оно определяется как мысленное созерцание образов, способных вступить в тесную связь со словом, причем указывалось, что образы эти представляют собой синтез моментов во времени (см. выше). Чувственное восприятие определялось там как источник знания, прямо противоположный мышлению, следовательно как такой источник, который не способен дать сам по себе никакого синтеза. Поэтому то, о чем мы узнаем чувствами, не может быть объектом мышления, ибо мышление возможно лишь при посредстве синтеза в представлении, чувствами же познаются отдельные абсолютные единицы вне всякого синтеза. Следовательно, чувства не могут дать образа, способного вступить в тесную связь со словом. А не может слиться со словом только то, что не может быть познано. Если мы и называем единичные объекты, то делаем это только в переносном смысле.244 Собств. 'фантазии' kalpana, агора. 244 Ср. NBT. 8. 18 и след., ср. соответственное место NBTT. Из этих рассуждений как будто выходит, что факт восприятия какого-либо звука есть чисто чувственный процесс, а познание значения, которое звук может иметь, есть уже результат мышления, синтез. Хотя мы говорим, что слышим слово, но только понимать это нужно в переносном смысле. 6 Зак. 118 Если мы примем во внимание это последнее обстоятельство, т. е. что в переносном смысле единичным представлением называется единичная сущность, то нам станет понятным и тот признак, который Дхармоттара приписывает этой единичной сущности. Единичной сущностью, говорит он, называется такой предмет, ясность представления о котором изменяется в зависимости от его близости или отдаленнос-ти. На первый взгляд, такое определение может вызвать недоумение, так как единичной сущности, которая охарактеризована как объект внеопытный, приписываются такие свойства опытных объектов как определенная локализация в пространстве и большая или меньшая степень ясности восприятия в представлении. В действительности же эти свойства лишь переносно приписываются единичной сущности, так как они принадлежат именно тем представлениям, которые имеют реальную подкладку, т. аттестация производства
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий